Кукла - это игрушка, с которой играют «в жизнь». Она учит воспроизводить стереотипы женского поведения: уход за ребенком, его кормление, укладывание спать и другие действия, которые в обычной жизни направлены на самого малыша.
В таких играх отрабатываются и нравственные модели поведения: игрушки вежливо знакомятся друг с другом или дерутся, их может быть жалко, кукла может плохо себя вести или быть например монстром, как monster high.
Игра в куклы — сильнейшее средство психологической поддержки для детей. Вместе с нею малыш проживает свои радости и горести, ссоры и обиды, проигрывает ситуации и меняет их финал на позитивный. Это позволяет ему избавиться от тревожности и обрести душевное равновесие, а родителям сделать воспитание детей более самодостаточным процессом.
Ребенок нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.
Функции куклы разнообразны. Например, с ней малыш может проигрывать различные конфликты, возникающие в его жизни. Это важный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия, которые встречают осуждение взрослых, ребенок вручает кукле: ругает ее за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того, такое отыгрывание является психологической защитой малыша.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. В игре в школу - учениками. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность.
Однако во взаимодействии ребенка с куклой есть и обратное влияние: образ той или иной куклы "отпечатывается" в ребенке. В этом смысле образы многих современных кукол, как для мальчиков, так и для девочек оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди (против этих кукол, однако, папы не возражают): человек-паук, Бетмен, трансформеры и им подобные. В лучшем случае это простые бойцы спецназа. Многие куклы для девочек "списаны" с подростков, сосредоточенных на нарядах, косметике и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жестко заданные образы сильно сужают возможные действия с ними и ограничивают развитие ребенка.
Последние комментарии