Первый год жизни малыша – основа его будущего развития. За этот период новый человек осваивает примерно такой же объем информации, как и за весь период до 6 лет. Каждый день ребенок меняется, каждый день он учится чему-то новому. Чтобы помочь ему в этом, хорошо бы знать, что и как меняется в его психике и организме в целом
Новорожденные (0-1 месяц)
Для ребенка появление на свет – стрессовое событие: он попадает в абсолютно новые условия: яркий свет, холод, воздушная среда, другой тип питания. В связи с этим в течение первого месяца жизни происходит перестройка основных функций ребенка: дыхания, пищеварения, терморегуляции и кровообращения. Подчеркивая трудность перехода из одной среды в другую, некоторые психологи говорят о так называемом «кризисе новорожденности». Тем не менее у большинства новорожденных существует комплекс способов, облегчающих приспособление к окружающему миру.
Психомоторное развитие ребенка первого месяца жизни
Доношенные дети обладают рядом сложных безусловных (наследственно закрепленных) рефлексов и рефлекторных комплексов, большинство из которых исчезает примерно к концу 2–4 месяца. Одним из таких рефлексов, обеспечивающих жизненно важную процедуру питания, является рефлекс поиска груди. Если прикоснуться или погладить щечку малыша, то он поворачивает голову в сторону раздражителя. Если грудничок голоден, то он повторяет это движение несколько раз на одно поглаживание. При этом он раскрывает ротик и пытается схватить губами раздражитель. Мама, которая не знает об этом рефлексе, может пытаться подтолкнуть головку ребенка к груди, но это приведет к обратному результату: ребенок будет поворачивать голову в ту сторону, с которой он чувствует прикосновение руки, и отворачиваться от груди. Лучше всего держать ребенка так, чтобы сосок касался его щечки, тогда малыш повернется к соску и возьмет грудь. Также жизненно необходим для ребенка сосательный рефлекс. Этот рефлекс, как и некоторые другие, появляется еще в перинатальный период, то есть до рождения ребенка. Случается, что дети рождаются с опухшим от сосания большим пальцем. Выражается этот рефлекс в том, что если прикоснуться к уголкам губ или к языку ребенка, то он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
Новорожденный ребенок практически все время проводит в состоянии сна или дремоты. Постепенно появляются совсем короткие периоды бодрствования, во время которых малыш может сосредоточиться на слуховых или зрительных раздражителях. Например, если громко хлопнуть в ладоши, то ребенок замирает и замолкает (такое слуховое сосредоточение появляется на 2–3-й неделе жизни).
Примерно в 3–4 недели ребенок начинает реагировать на голос человека – он не только сосредоточивается на звуке, но и может поворачивать голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение проявляется в том, что ребенок на 3–5-й неделе начинает ненадолго задерживать взгляд на ярком предмете.
В течение первого месяца ребенок очень тесно связан с матерью биологически, поскольку не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои потребности. Мама должна удовлетворять не только физиологические потребности малютки, но и его возникшую потребность в общении. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев лицо мамы, начинает выражать свою реакцию движением ручек и ножек, громкими звуками и улыбкой. Такая эмоциональная реакция ребенка на мать называется комплексом оживления. Она означает, что у малыша появилась потребность в общении с близким взрослым и начался новый этап развития – младенчество.
Последние комментарии